Духи-помощники и Ийэ Кыыл шамана

Духи шамана - это его покровители, защитники и помощники. Количество духов зависит от силы и кланического назначения шамана. По якутским понятиям и по шаманской философии, каждый шаман имеет свое кланическое назначение. Это уже определяется тогда, когда Ийэ кут шамана воспитывается в определенном дупле шаманского.дерева - Ыйык Мае. Дух Хозяйка Ыйык Мас воспитывает Ийэ Кут шамана в дупле, исходя из природного назначения и уровня шамана. В нижних дуплах Ыйык Мас воспитывались Ийэ Кут слабых, маленьких шаманов, в средних дуплах воспитывались души средних шаманов, а на верхних - души сильных и великих шаманов. В северных дуплах дерева воспитывались души кровожадных, а в восточных дуплах - души шаманов с более светлым назначением.

Каждый шаман при посвящении четко знал свой клан, предназначение, уровень, шаманскую деятельность, которой предстояло заниматься и т, д. И вот это древнее кланическое разделение по способностям и назначению упорядочивало деятельность шаманов и заметно уменьшало возможность шаманских сражений.

Количество и состав духов покровителей и помощников зависит от кланического уровня шамана. У сильного шамана их было много, причем все они, в свою очередь, тоже были сильны: духи помощники являлись к шаману в облике людей, медведей, волков, птиц и т, д. Когда камлал сильный шаман, эти духи в виде теней иногда бывали видны пациентам.

Каждый дух помощник шамана при лечении имел свое определенное назначение, например, некоторые из них вылечивали болезни сердца, некоторые - болезни пищеварительных органов, а другие помогали при проведении обрядов и т, д.

Большим духом помощником шамана являлся его бубен с колотушкой. По шаманским представлениям, бубен является его конем, а колотушка - нагайкой. На этом коне шаман объезжает все три мира.

Духами покровителями могут быть и духи умерших шаманов предков. Они являются к неофиту и объявляют о готовности служить ему. Если он согласен с их требованиями, начинают учить его шаманскому искусству. Обучение, конечно, идет ночью.

Кроме того, некоторые шаманы имеют своего духа защитника в образе человека. Такие шаманы считаются защищенными от астральных нападений. Дух защитник постоянно является к шаману во время сна в образе древних или даже по современному модно одетых людей. У шамана могут быть два духа защитника. Рост духов защитников тоже не одинаков. В большинстве случаев они бывают очень высокого, иногда среднего роста.

Духами покровителями Айыы шаманов становились определенные божества небожители, такие, как Бог грома и молнии, Бог защитник племени, Бог конного скота. Такие шаманы считались непобедимыми. Того, кто делает зло по отношению к такому шаману, ждет неминуемая небесная кара.

Каждый шаман имел, кроме всего этого, своего особого духа покровителя - Ийэ Кыыл (Мать Зверь шамана). Шаман только перед смертью наяву видел своего Ийэ Кыыла, но он знал, каков он. Слабые шаманы имели Ийэ Кыыл в образе собаки, а самые сильные шаманы - в образе быка пороза, медведя, жеребца, орла, лося самца. Ийэ Кыыл сильного якутского шамана в виде быка пороза вступает в бой с Ийэ Кыылом сильных шаманов. Ийэ Кыыл тунгусских шаманов появляется в образе самца оленя и иногда вступает в бой с быком порозом якутского шамана.

Очень много было рассказано информаторами исследователям про такие случаи.

Некоторые шаманы имели Ийэ Кыыл в образе волка, ворона, собаки. Такие шаманы страдали больше всех, потому что эти звери кровожадные и постоянно жаждали крови. Будучи голодными, они причиняли страдания шаману, требуя от него жертвы. Такой шаман постоянно болел из за злого влияния своих кровожадных Ийэ Кыылов.

В древности были и Айыы шаманы, которые имели Ийэ Кыыл в образах орла и сокола сапсана, мамонта. Шаман, имеющий свой Ийэ Кыыл в образе орла, всегда поклонялся Верхнему богу, защитнику племени Айыы, Грозному Хотой Айыы.

Очень интересно то, что Ийэ Кыыл шаманов соответствовали зверям, обитающим на проживаемой местности. Например, Ийэ Кыылами индейских шаманов Южной Америки бывают духи в образе крокодилов, которых они называют нагалами. Возникает вопрос: почему шаманы не видят своих Ийэ Кыылов в образах каких то сверхъестественных мифических животных? Сегодня ответить на этот вопрос затруднительно.

Духи помощники, покровители и Ийэ Кыыл шамана после его смерти остаются на земле долго. Вот они то и защищают могилу шамана от пожаров, от наводнений, различных посягательств и глумлений.

Кроме всего этого, шаман при камлании вызывает на помощь духов огня, земли, вод, дорог, местности, двора. Айыы шаманы вызывали на помощь и просили защиты у Верхних Высших Светлых Сил - Небожителей Аар Айыы.

Дальше расширять эту тему не будем, так как в этом нет необходимости. Но в будущем, конечно, будем возвращаться к этому вопросу.