Огонь-средство общения с духами

Айыы шаманы начинали свои обряды с обращения к Высшим Силам Небес - Аар Айыы. Обращаясь к каждому из двенадцати Аар Айыы, они по три раза вверх брызгали кумыс обрядовой деревянной ложкой - Алгыс хамыйаба. Алгыс хамыйаба бывает длиной до 140 сантиметров, разрисованная обрядовыми узорами, неглубокая, но с тремя углублениями посередине. Во время обращения к Высшим божествам - Аар Айыы, Айыы шамая стоит лицом к восточному Небу, изредка поворачиваясь к северо востоку и юго востоку.

Обращаясь в Аар Айыы, шаман от имени народа просят их благосклонности, чтобы они ниспослали людям и Середивному миру благодать, плодородие земли и скота, божеского света, благословения и т, д., затем благословляет весь народ.

Только после этого Айыы шаман обращается к Духу огня Ха тан Тэмиэрийэ, а после него - к Духу Матери Земли Аан Алах чын Хотун, духам растений - Эрэкэ и Дьэрэкэ, к Духу охоты Баай Байанаю, к духу Вод Куех Боллох - и просит также их благосклонности. Все эти духи не являются Небесными богами, они - Земные добрые духи, без которых человек тоже жить не может. Обращение к Земным добрым духам идет через задабривание огня. Ему "дают" топленое масло, жир, спиртное, белый конский волос.

При ниспрошении конского и рогатого скота Айыы шаман иногда прямо обращается к Небесным богам - Богу конного скота, Богине рогатого скота. При таких обрядах Айыы шаман обязательно камлает в сопровождении девяти невинных мальчиков и восьми невинных девочек, которые держат в руках тальниковые прутья и делают движения, как бы загоняя ниспосланный с неба скот в загон.

Иногда айыы шаман обращается к Богине деторождения Ай ыысыт и Богине любви Иэйкэхсит, чтобы испросить бездетному семейству детей по их просьбе. При этом Айыы шаман также прямо обращается к Земным божествам. В конце камлания (камлают обязательно с круглым бубном; с рогатым бубном к божествам не обращаются) Айыы шаман делает при помощи ассистентов модель детской люльки или похожее на гнездо птички со статуэтками птичек и дает хозяевам дома, благословляя их. Если у богини Айыысыт в данный момент нет детских Ийэ Кутов (душ детей), то шаман иногда обращается к другим божествам.

Во всех остальных случаях шаманы обрядовые, целители - обращаются к различным духам через посредство Духа огня Хатан Тэмиэрийэ. Они, в отличие от Айыы шамана, не обращаются к АарАйыы и в основном свои обряды совершают в вечернее и ночное время. А Айыы шаман свои обряды проводит в самый разгар или пик дневного Солнца. Все это проводит четкую грань между этими шаманами и ярко свидетельствует о том, что у якутов в действительности был особый разряд шаманов - Айыы, т, е, шаманов жрецов и шаманов проводников определенной религии.

Шаманы обрядовые, целители в основном используют рогатые (с резонатором) бубны и надевают на себя костюм с железными доспехами и побрякушками. А Айыы шаманы одеваются во все белое. Но я согласен с версией шамана Ивана Андреевича Суз далова Сапалаай о том, что некоторые шаманы Айыы порою надевали костюм шамана целителя или обрядового и с рогатым бубном совершали камлание в ночное время. Но то явление, я считаю, появилось позже, когда Айыы шаманы и их основная роль стали чуть чуть забываться, и это порой показывало постепенный переход Айыы шаманизма в общеобрядовый шаманизм из за того, что первый был запрещен христианской религией.

Обряды общения с духами через огонь очень сложны. Настоящего общенид с ними достигает только сильный шаман. Но это не запрещает никому из якутов задабривать духов через огонь и обращаться к ним за помощью. Настоящее общение с духами требует от шамана подлинного таланта, знания обряда, заветных секретных слов и умения обращаться к духам. Порою даже очень сильные шаманы хромали в этом деле из за незнания магических слов и из за отсутствия настоящего красноречия.

Отправляясь в Нижний или Верхний миры, шаман произносит алгыс духам, которые охраняют входы в данные миры. Только после разрешения духов шаман может посетить эти миры. В основном шаман отправляется в эти миры для того, чтобы вернуть Кут своего пациента, украденного тем или иным определенным духом - Корнем болезни.